Статьи и рассказы
Слава человеческая и слава Божья
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. 19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. 20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Иоан.12:12-26)
Почти 3 с половиной года служил Иисус Своему народу: являл великие чудеса, учил, как власть имеющий, исцелял, помогал, жил с ними. «Слово, ставшее плотью, обитало с нами, и мы видели славу Его, славу. как Единородного от Отца.»(Ин.1:14) Если вспомнить чудеса, которые совершал Иисус, то они в Евангелии от Иоанна описаны по нарастающей: превращение воды в вино, исцеление сына царедворца, исцеление больного, лежащего 38 лет у купальни Вифезда, насыщение 5 тысяч пятью хлебами и двумя рыбками, хождение по воде, исцеление слепорожденного: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.»(Иоан.9:32) И вот апофеоз чудес: Иисус воскрешает Лазаря, пролежавшего во гробе 4 дня! Такого в Израиле не видели никогда! «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.»(Ин.12:17-18) Народ встречал Иисуса как своего Царя! «Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя Господне! Царь Израилев!» Нам нужен такой Царь! Он совершает великие чудеса! С Ним никакие беды нипочем! Наконец они узнали своего Мессию! Великая радость и восклицания! Люди снимают с себя одежды, срезают пальмовые ветви и постилают к ногам Иисуса! Полный триумф! Но как реагирует на это только что провозглашенный народом Царь? «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него.» (Ин.12:14) (сделать небольшую паузу) Да, конечно, это было еще одно исполнение пророчеств: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Но даже ученики поняли это гораздо позже, когда Иисус прославился. А разве сейчас не есть пик Его славы? Может ли быть еще что-то более торжественное в глазах человеческих – признание Царем и воздавание царских почестей? Не зря забеспокоилась религиозная верхушка Израиля: «Весь мир идет за Ним!» Но Иисус ехал на осленке. Всем Своим видом Он показывал, что эта слава человеческая, хотя и вполне заслуженная, не вызывает в Нем никакой гордости и самодовольства. Он не раскланивается важно в ответ на приветствия, не помахивает снисходительно рукой, как бы давая понять: «Я достиг, чего хотел». Он просто и спокойно въезжает в Иерусалим. И даже более того: Евангелист Лука, повествуя об этом событии, замечает: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих.» (Лук.19:41,42) О чем же думал в этот торжественный час наш Господь? Пропустив, как будто незаметно, все эти восхваления и прославления из уст торжествующего народа, в ответ на особую для того времени честь познакомиться с Эллинами, Иисус говорит: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.» О какой славе говорит Иисус? Прославиться – значит умереть? Отдать Свою жизнь для того, чтобы принести много плода? Прославиться – значит отречься Себя? Принять на Себя весь позор греховного человечества? Быть преданным любимыми учениками, пройти через позорные несправедливые суды, терпеть, когда будут издеваться, насмехаться, плевать, бичевать, а в конце всех мучений и издевательств распнут на позорном кресте, и весь этот народ, который так славословит Его сегодня, будет глумиться и злопыхать гневом… «Душа Моя теперь возмутилась; - говорит Иисус, - и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.»(Иоан.12:27-28)
Два вида славы увидели мы в этом небольшом и таком известном Евангельском повествовании: слава человеческая и слава Божья. - Одна основана на том, что ценно для людей: успех, видимое признание, почести. В принципе, все это зиждется на эгоизме и чувстве собственной значимости. - Другая, Божья слава, основана на Жертве. Ничего не искать для себя, нигде и ни в чем не выпятить себя: Отче! Прославь имя Твое! Пожертвовать всем ради других, чтобы принести в жизни много плода. Не произрастет плод, если зерно не умрет. Умирать – больно, мучительно, но иначе не будет плода.
Только ли о Себе и о Своей Жертве говорит в этих стихах Иисус? «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.» Разве не относятся эти слова Иисуса ко всем, кто решил последовать за Ним? Т.е. к нам, христианам? Какой славы ищем мы в своей повседневной жизни? Только 2 примера из этой же 12-главы Евангелия от Иоанна хочется привести: 1. В начале этой главы Иоанн повествует нам о пребывании Иисуса в доме Лазаря, воскрешенного Им ранее. Интересное событие произошло при этом дружеском застолье. «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.»(Иоан.12:3-8) В этом эпизоде тоже ясно видны 2 позиции, два вида славы: Мария из любви к Иисусу отдала самое драгоценное! Ей ничего не стоило разбить свой аловастровый сосуд и вылить на Иисуса чистое драгоценное миро (стоимость его, как тут же подсчитал предприимчивый Иуда, – 300 динариев, это годовой заработок среднего Иудея в то время). Мария не подсчитывала, не искала своей выгоды, не пыталась выглядеть хорошо в глазах присутствующих (ведь в других Евангелиях написано, что не только Иуда, но и все ученики осудили ее за такую трату). Ее поступок был нелогичен, он не вписывался в понятие славы человеческой. То ли дело продать миро, столько нищих можно накормить. Все узнают, какие мы молодцы, на какие добрые дела способны! Но Иисус оценил этот нелогичный поступок Марии очень высоко! «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.» Это было ценно в глазах Господа. 2. И последний пример: «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.»(Иоан.12:42,43)
Размышляя в эти праздничные дни о событиях, перевернувших историю человечества, воздавая всю славу и честь Господу Иисусу Христу, я вновь и вновь возвращаюсь к Его словам: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.» Из сердца моего вырывается молитва: прости меня, Господи, за то, что так часто ищу славы человеческой, а не Твоей. Что-то доказываю, чем-то возмущаюсь. Хочу выглядеть хорошо в глазах других людей, и не всегда задумываюсь, а как на это посмотришь Ты? Готова ли я пожертвовать своей репутацией ради Тебя? Что есть у меня драгоценного (того, чем я очень дорожу), чем я могла бы с радостью и любовью пожертвовать для Тебя? О, это очень больной вопрос. Но ведь если пшеничное зерно не умрет, останется одно. Готов ли ты, дорогой друг, и себе задать сегодня эти вопросы? Есть ли у тебя ответы на них? Что скажешь ты своему Спасителю сегодня, в день, когда христиане празднуют Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим и готовятся к страстной неделе и светлому празднику Христова Воскресенья? Не слишком ли много в нашей христианской жизни мы стали жить для себя? Алиева Л. П. |